Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке

Заметили ошибку/опечатку?


Отправьте сообщение администратору сайта

Отправить

 

 

  • Главная
  • Пресс-центр
  • Новости
  • Часто задаваемые вопросы по участию в государственных и муниципальных закупках

Часто задаваемые вопросы по участию в государственных и муниципальных закупках

20191105 chasto zadavaemye voprosy po uchastiyu v gosudarstvennykh i munitsipalnykh zakupkakh3

Тема: «Установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам».  

 

Вопрос: В документации об аукционе заказчиком конкретизированы требования к характеристикам медицинских перчаток. По мнению участника закупки, такие требования являются избыточными и приводят к ограничению конкуренции. Правильно ли поступает заказчик?

Ответ: Действия заказчика правомерны. Заказчик в техническом задании обосновал необходимость детального описания объекта закупки. Установление конкретных требований вызвано тем, что требуется обеспечить снижение риска аллергических реакций в случае использования медицинских перчаток лицами с чувствительной кожей рук. Участник не представил доказательств, свидетельствующих о том, что эти требования повлекли ограничение конкуренции.

 

Вопрос: Правомерно ли устанавливать в документации (извещении) о закупке требования о соответствии товаров (работ, услуг) ГОСТам, СНиПам и другим нормативно-техническим документам без указания конкретных технических характеристик?

Ответ: Установление требования правомерно, если товары (работы, услуги) должны соответствовать национальному стандарту.

Согласно Письму Минэкономразвития России от 1 августа 2016 года № Д28и-2011:

«При осуществлении закупки на право заключить контракт, для выполнения которого используется товар, заказчик указывает в документации требования к заявке согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Национальный стандарт в соответствии с пунктом 5 статьи  2 федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации. В связи с этим в рассматриваемом случае в документации достаточно сослаться на конкретный ГОСТ, не раскрывая подробно его содержание.

Если же необходимая информация приведена в технических условиях, в документацию нужно включить детальное описание их содержания, поскольку технические условия утверждаются изготовителем продукции (пункт 15 статьи 2 федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»)».

 

Вопрос: Заказчик включил в документацию об аукционе требования о соответствии материалов, используемых при выполнении работ, определенным ГОСТам. Конкретные показатели товара в техническом задании отсутствовали. Правильно ли поступает заказчик?

Ответ: Действия заказчика неправомерны. Согласно ГОСТам необходимые заказчику материалы подразделяются на виды, классы, марки, классификации. Таким образом, сведения о соответствии ГОСТам не могли использоваться в качестве технических характеристик товаров без приведения их конкретных показателей. В силу части 2 статьи 33 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» такое описание объекта закупки не позволяет определить, соответствуют ли закупаемые материалы требованиям заказчика.

 

Вопрос: В аукционной документации заказчик указал, что часть товаров, используемых при выполнении работ, должна соответствовать ГОСТу. При этом он не установил их минимальные и (или) максимальные габаритные размеры. Есть ли нарушение в действиях заказчика?

Ответ: Да, в действиях заказчика есть нарушения. Согласно части 1 статьи 33 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги требованиям заказчика. Следовательно, нужно указать максимальные (минимальные) значения показателей, а также значения, которые не могут изменяться.

Возможный довод заказчика о том, что информация о необходимых размерах есть в ГОСТе, не обоснован.  Согласно стандарту, габаритные размеры,  архитектурные рисунки и иные характеристики товара приводятся в рабочей и технической документациях. Таким образом, ГОСТ не содержит необходимые в соответствии с частью 1 статьи 33 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сведения, поэтому показатели товара, в том числе их минимальные (максимальные) значения, должен был указать заказчик.

 

Вопрос:  Правомерно ли устанавливать в документации об электронном аукционе (в извещении о запросе котировок) на закупку лекарственных средств требования об уникальном составе препарата, дозировке каждого компонента, упаковке, комплектности препарата?

Ответ: Согласно позиции ФАС, неправомерно, если совокупность требований к товару указывает на единственного производителя и конкретный товар.

В частности, обратимся к  Письму ФАС России от 9 июня 2015 года № АК/28644/15:

«В соответствии со статьей 17 федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

К требованиям, которые ограничивают количество участников при закупке лекарственных препаратов, относится установление терапевтически незначимых характеристик, которым соответствуют препараты с конкретным торговым наименованием, вследствие чего исключается возможность поставить эквивалентный товар. Такими характеристиками являются, например, конкретные формы лекарственных препаратов, предназначенных для инъекционного введения (порошок, раствор, суспензия и т.д.), температурный режим их хранения и т.д.».

В Письмах ФАС России неоднократно освещалась позиция ведомства по вопросу закупок лекарственных средств в рамках одного международного непатентованного наименования (МНН). Рассматривая закупки препаратов с конкретными МНН, антимонопольный орган приходил к выводу о том, что объем, количество единиц в упаковке (ампул, флаконов, шприцев, таблеток и т.д.), а также первичная упаковка не определяют терапевтический эффект и не влияют на него. На терапевтический эффект влияет количество действующего вещества, содержащегося в заданном заказчиком объеме.

 

Вопрос: Заказчик установил конкретные требования к закупаемой вакцине (лекарственной форме и дозировке). По мнению участника закупки, им соответствует продукция только одного производителя, что ограничивает количество участников. Есть ли нарушения в действиях заказчика?

Ответ: Действия заказчика неправомерны. Дозировка лекарственного препарата представляет собой количество действующего вещества в единице объема препарата. Терапевтический эффект определяется не объемом препарата, а количеством действующего вещества в этом объеме. Количество препарата в упаковке также не влияет на его терапевтические свойства. Согласно Государственному реестру лекарственных препаратов вакцину с указанными в документации характеристиками производит только один производитель. Таким образом, действия заказчика нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Отсутствие возможности поставить эквивалент приводит к ограничению количества участников, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Вопрос: При закупке лекарственного препарата заказчик установил требование к типу упаковки (только ампулы, т.к. именно такая упаковка больше подходит для лечения пациентов старше 65 лет).  По мнению участника закупки, это требование ограничивает количество участников закупки, так как ему отвечает препарат только одного производителя. Правомерны ли действия заказчика?

Ответ: Действия заказчика правомерны. Согласно государственному реестру лекарственных средств МНН, приведенному в документации, соответствуют два препарата, из которых лишь один поставляется в ампулах. Установление требования к типу упаковки связано с тем, что препарат в ампулах больше подходит для лечения пациентов старше 65 лет. Указано, что в инструкции по применению закупаемого препарата, в отличие от другого средства, есть сведения о том, что пожилым пациентам не нужно изменять дозировку.

Требования к лекарственному препарату, установленные с учетом специфики его использования, не могут рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

 

Вопрос: В аукционной документации установлено конкретное требование к упаковке медицинского препарата (флаконы полиэтиленовые в комплекте с канюлями). По мнению участника, такое требование ограничивает количество участников закупки и указывает на производителя товара. Соответствуют ли действия заказчика федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»? 

Ответ: Действия заказчика правомерны. Любой хозяйствующий субъект, получивший соответствующую лицензию, может продавать (поставлять) необходимый заказчику препарат, так как он свободно обращается на лекарственном рынке. Названное требование к товару определено потребностью заказчика в лекарственном средстве именно в такой комплектности. То, что препарат в данной комплектности изготавливается только двумя производителями, не свидетельствует об ограничении конкуренции между участниками закупки.

 

Вопрос: В аукционной документации на поставку лекарственного средства заказчик установил обязательное требование: первичной упаковкой должен быть шприц. По мнению участника, такое требование указывает на единственного производителя и ограничивает количество участников закупки. Соответствуют ли действия заказчика федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»? 

Ответ: Действия заказчика правомерны. Потребность в лекарственном средстве в первичной упаковке, указанной в документации, обусловлена спецификой его применения (использование в хирургическом отделении препарата в такой упаковке уменьшает время, необходимое для инъекции, и т.д.).

Если требованиям документации соответствует препарат только одного производителя, это не свидетельствует о том, что круг потенциальных участников сужен. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить требуемый препарат по разной цене в зависимости от их отношений с контрагентами, в том числе с производителем.

 

Поделиться ссылкой:

КОНТАКТЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Рекомендуемые браузеры

Яндекс Браузер

Яндекс.Метрика