Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке

Заметили ошибку/опечатку?


Отправьте сообщение администратору сайта

Отправить

 

 

  • Главная
  • Пресс-центр
  • Новости
  • Часто задаваемые вопросы по участию в государственных и муниципальных закупках

Часто задаваемые вопросы по участию в государственных и муниципальных закупках

20191105 chasto zadavaemye voprosy po uchastiyu v gosudarstvennykh i munitsipalnykh zakupkakh3Тема рубрики: «Формирование лотов при закупках  товаров, работ, услуг».

 

Вопрос: При проведении открытого конкурса заказчик включил в один лот со строительными работами установку пожарной сигнализации. Правомерны ли действия заказчика? Не станет ли установление требования о наличии лицензии на монтаж охранно-пожарной сигнализации нарушением пункта 1 части 1 статьи 50 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Ответ: Выполняемые по контракту работы являются строительством объекта «под ключ». Таким образом, объединение в один лот рассматриваемых работ правомерно. Кроме того, строительно-монтажные работы неразрывно связаны как с проектно-изыскательскими работами, так и монтажом пожарной сигнализации. Проведение данных работ обеспечивает комплексную подготовку объекта к эксплуатации.

 

Вопрос: Возможно ли объединять в один лот проектирование, изыскательские работы, строительные и монтажные работы?

Ответ: Из части 2 статьи 48, части 6 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что строительство объекта капитального строительства должно осуществляться на основании проектной документации, в которой устанавливаются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы требованиям заказчика. Ее отсутствие в составе документации указывает на то, что заказчик не установил требования к объему работ. Это лишает участника закупки возможности сформировать предложение.

Кроме того, выполнять как строительные работы, так и работы по подготовке проектной документации можно только при наличии свидетельства СРО о допуске к ним. Данные свидетельства выдают разные виды саморегулируемых организаций.

Таким образом, объединение проектно-изыскательских и строительных работ нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 50 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Объединение работ по подготовке проектной документации и строительных работ нарушает положения части 3 статьи 56 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Вопрос: Возможно ли при проведении электронного аукциона, предметом которого является строительство школы, объединение в один лот строительно-монтажных работ и поставки мебели, приобретения и установки оборудования для пищеблока?

Ответ: Возможно в случае, если приобретение оборудования и мебели предусмотрено прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документацией, которая является неотъемлемой частью договора. Возможность включить в смету сумму затрат на покупку оборудования установлена пунктом 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от  5 марта 2004 года № 15/1.

 

Вопрос: Может ли заказчик объединять в один лот поставку различных товаров и оказание услуг, если объектом закупки является организация питания?

Ответ: Согласно подходу арбитражных судов, объединение правомерно, если доказано, что объект закупки является единой услугой, все стадии оказания которой неразрывно связаны между собой.

Для учреждений детского дошкольного образования организация питания с соблюдением обязательных санитарно-гигиенических требований является единой услугой, все стадии оказания которой (закупка, доставка и хранение продуктов, приготовление пищи и др.) неразрывно связаны между собой, они охватываются единым понятием «организация питания». Этот термин используется в нормативных актах, регулирующих данный вопрос. В таких актах подготовительные действия, продукты питания и инвентарь не рассматриваются в качестве самостоятельных услуг и товаров.

Несколько иной может быть позиция ФАС: объединение неправомерно, если приводит к ограничению количества участников закупки (см. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации закупок продуктов детского питания (утв. ФАС России)). ФАС исходит из того, что, как следует из положений статьи 17 федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта1 части 1, части 3 статьи 33 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при закупке продуктов детского питания выделение отдельных лотов способствует развитию конкуренции, в том числе делает доступным прямое участие в закупках производителей детского питания.

 

Вопрос: Правомерно ли объединять в один лот строительно-монтажные работы с поставкой и установкой оборудования (проводится электронный аукцион на реконструкцию помещения образовательного учреждения)? В предмет закупки наряду со строительно-монтажными работами включена поставка как монтируемого, так и немонтируемого оборудования. Стоимость последнего не превышает 10% НМЦК.

Ответ: Правомерно, если оборудование технологически и функционально связано с работами. Заказчик вправе в документации на выполнение строительных работ предусмотреть необходимость поставить и смонтировать оборудование, которое впоследствии поставить и установить невозможно без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

Вместе с тем, согласно Письму Минпросвещения России от 10 апреля.2019 № АН-439/09, ФАС России от 9 апреля 2019 года № МЕ/28771/19: «Строительные работы и оснащение оборудованием образовательных учреждений осуществляются на разных рынках, на каждом из которых действует свой круг хозяйствующих субъектов. Чтобы поставить учебное оборудование для оснащения такого учреждения, специальная правоспособность не требуется в отличие от требований законодательства к лицам, осуществляющим строительство (части 2 - 2.2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, выполнение строительных работ и поставка оборудования должны являться предметами разных закупок».

 

Вопрос: В закупку, предметом которой является выполнение работ по реконструкции, заказчик включил требование о поставке медицинского оборудования (набор магнитов глазных, скальпель микрохирургический и др.). Правомерны ли действия заказчика?

Ответ: Действия заказчика неправомерны. Медицинское оборудование, поставка которого предусмотрена в конкурсной документации на реконструкцию здания, технологически и функционально не связано с предметом конкурса - выполнением работ по реконструкции. Объединение их в один лот приводит к ограничению количества участников закупки. Заказчиком не доказано, что поставка указанных в документации товаров невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

 

Вопрос: Правомерно ли объединять в один лот работы по архитектурно-строительному проектированию и выполнению инженерных изысканий?

Ответ: Действия заказчика в рассматриваемой части правомерны. Согласно части 1 статьи 47 Гражданского кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации. При этом путем подготовки такой документации осуществляется архитектурно-строительное проектирование (часть 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации). В части 5.2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий.

 

 

Вопрос: Правомерно ли объединять в один лот работы по строительству, проектированию и по инженерным изысканиям (проектно-изыскательские работы)?

Ответ: Согласно позиции ФАС России, неправомерно объединение в один лот строительных работ с работами по проектированию и (или) по инженерным изысканиям.

В силу части  2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации работы по инженерным изысканиям, проектированию и строительству, если заказчиком по контракту выступает застройщик, технический заказчик или иное названное в этих нормах лицо, могут выполнять только члены соответствующих СРО.

Объединение работ по проектированию, инженерным изысканиям и строительно-монтажных работ противоречит пункту 1 части 1 статьи 64 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью  4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отметим также, что строительство осуществляется на основании проектной документации. Ее отсутствие в составе документации о торгах на строительство объекта означает, что заказчик не установил требований к объему работ и тем самым лишил участника размещения заказа возможности обоснованно сформировать предложение по исполнению контракта. Кроме того, выполнение работ по подготовке проектной документации и по строительству осуществляется на основании контракта на подготовку указанной документации и контракта на осуществление строительства с лицами, обладающими двумя различными свидетельствами. Таким образом, заказчик нарушил пункт 4 части 1 статьи 50 федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поделиться ссылкой:

КОНТАКТЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Рекомендуемые браузеры

Яндекс Браузер

Яндекс.Метрика